Шауль Айзек Андрущак (andrutchak) wrote,
Шауль Айзек Андрущак
andrutchak

Categories:
  • Mood:

это же кость!

Вот уже несколько суток я пытаюсь написать что-нибудь на тему "Место рационализма в моём иудаизме" ("Лоханкин и трагедия русского Либерализма 2"). Было два уже готовых текста: злобный, как сам автор, в другом - масса незнакомых мне умных слов, упаси Г-споди. Слава Б-гу, комп уничтожил их сам, не советуясь. Затем был короткий предсубботний день, суббота, пьяная ночь...Всё, отмазки все вышли.


Как учил меня мой любимый дядик-Алик, привлекая к ремонту бабушкиной комнаты: всякое большое дело начинается с маленького перекура.
Анекдот.
Хосид расписывает приятелю-миснагеду какой у него замечательный ребе:
-Да наш Ребе настолько велик, что когда ему нужно что-то на Небесах, он просто поднимается на крышу дома и беседует с ними, как я с тобой!
-Если он прям такой великий, - удивляется миснагед, - то почему бы ему не обращаться к Небесам прямо из своего кабинета?
-Ну что за подход?! Я тебе пытаюсь рационально всё...А тебе непременно чудеса подавай?

Вот все наши попытки "рационализации" Торы (не беря выше) выглядят настолько же более смехотворно и убого, чем у того хосида, насколько Всевышний "больше" любого (я не описался) ребе (или Ребе).
Это РАМБАМ, папа и мама еврейского рационализма, прости Г-споди, пишет про принципиальную невозможность постичь и т.д. И даже если мы сделаем всё, как он или его резвые исследователи) хочет: объявим мидраши СПЛОШНОЙ аллегорией, их обитателей - отрыжкой вавилонского фольклора, а каболу - средневековой придумкой вокруг ловкой подделки, минhогим - пЭной на поверхности и без того мутного варева hалохи и т.д. и т.д...Даже после всего этого мы останемся с тем, что старые хсидим несколько туманно называют "унд але-инйоним". Т.е. всё то, до чего мы не добрались и добраться не можем. Но важно, принципиально, критически важно помнить, напоминать себе, что оно есть. За каждой буквой, каждой идеей, каждым предписанием Торы.
А! Тот же неугомонный РАМБАМ пишет что всё что можно рационализировать - нужно рационализировать. Как с этим?
А никак. Разве РАМБАМ говорит о рационализации ВСЕГО? Откуда этот активизм? Не от РАМБАМа. Он достаточно чётко описывает круг доступного постижению. И следовательно подлежащего рационализации. Но всё прочее? Сам РАМБАМ, в своих трудах его не касается, сторонится. Ну, дело хозяйское.
Не секрет, что интеллект - чуть ли не самая необходимая и, в некотором смысле, наиболее приспособленная для служения Всевышнему штукенция. Но это только до тех пор, пока она служит именно этой, чётко обозначенной цели. Шаг вправо, шаг влево - попытка к бегству. Прыжок на месте, сами знаете, провокация.
Вот так и выглядит место рационализма в моём иудаизме: тесное, хорошо просматриваемое и строгА функциональное. Клетка. Колесо в клетке.

Заключить тоже над бы анекдотом. Про БЕШТа и вырезанный изо льда крест, символизирующий во что можно превратить воду (символизирующую Тору) если её заморозить (мороз - символизирует рацио. Выходит, "Морозко"="Мозжечок"?). Но её все знают.
Я лучше расскажу, чо пишет "Гешер hа-хаим" про полузабытый многими обычай выливать воду в домах соседствующих с домом, в котором произошла смерть (недавно на рабби.ру опять интересовались). Он со слов р.Ш. Саланта, благословенна память о нём, объясняет почему, по уму, нет причин продолжать следовать обычаю. И заключает "но "по уму" - ещё не повод отказываться от еврейского обычая, упаси Б-г". По-моему, удачная иллюстрация к тому, что я пытался тут сказать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments